Описание профиля образования
С 2011 г. Пензенский государственный университет реализует обучение по направлению подготовки |
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования (ОПОП ВО) по направлению подготовки 20.03.01, реализуемая факультетом машиностроения и транспорта ПГУ, сформирована на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ВО) по данному направлению подготовки, утвержденного 21 марта 2016 г. № 246. (Перечень ОПОП ВО ФГОС 3+) и Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность, утвержденного 25 мая 2020 г. №680 (перечень ОПОП ВО ФГОС 3++) Целью разработки и реализации ОПОП ВО является методологическое обеспечение реализации ФГОС ВО по данному направлению подготовки и разработка вузом ОПОП программы первого уровня ВО (бакалавр). ОПОП ВО по направлению подготовки 20.03.01«Техносферная безопасность», профилю подготовки «Инженерная защита окружающей среды» является программой первого уровня высшего профессионального образования (бакалавр). Срок получения образования по программе бакалавриата (вне зависимости от применяемых образовательных технологий): в очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, составляет 4 года. Объем программы бакалавриата составляет 240 зачетных единиц (далее - з.е.) вне зависимости от формы обучения, применяемых образовательных технологий, реализации программы бакалавриата с использованием сетевой формы, реализации программы бакалавриата по индивидуальному учебному плану. |
||||
Форма освоения ОПОП – очная. Область профессиональной деятельности выпускника включает в себя обеспечение безопасности человека в современном мире, формирование комфортной для жизни и деятельности человека техно-сферы, минимизацию техногенного воздействия на природную среду, сохранение жизни и здоровья человека за счет использования современных технических средств, методов контроля и прогнозирования. Для бакалавра по профилю «Инженерная защита окружающей среды» - защита окружающей природной среды от негативного антропогенного воздействия. Возможные образовательные траектории. Набор ряда дисциплин профессональной направленности дает выпускникам бакалавриата возможность самим выбрать образовательные траектории, необходимые для их будущей профессионально-практической или научной деятельности: – углубленная специализация по видам деятельности, учитывающая особенности организации или предприятия, на которых планируется работа выпускника; – обучение в магистратуре; – работа на предприятии и самообразование, на основе полученных в вузе навыков и знаний; – работа на предприятии с одновременным продолжением обучения по программам, согласованным с работодателями. Профессиональная деятельность бакалавров может осуществляться в инспектирующих экологических структурах, проектно-исследовательских организациях, технических службах промышленных предприятий, организаций и учреждений, в структурах МЧС, в отделах охраны труда, экологических службах. Бакалавр по направлению подготовки 20.03.01 «Техносферная безопасность» в результате обучения подготовлен к участию в проведении научных исследований в экологических лабораториях. Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются: – человек и опасности, связанные с человеческой деятельностью; – опасности среды обитания, связанные с деятельностью человека; – опасности среды обитания, связанные с опасными природными явлениями; – опасные технологические процессы и производства; – методы и средства оценки опасностей, риска; – методы и средства защиты человека и среды обитания от опасностей; – правила нормирования опасностей и антропогенного воздействия на окружающую природную среду; – методы, средства и силы спасения человека. Для бакалавра по профилю «Инженерная защита окружающей среды» - средства и технологии защиты окружающей среды от антропогенного загрязнения, нормирование и оценка негативного воздействия на окружающую среду. Виды профессиональной деятельности бакалавров: – проектно-конструкторская; – сервисно-эксплуатационная; – организационно-управленческая; – экспертная, надзорная и инспекционно-аудиторская; – научно-исследовательская. Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей, что определяется программами дисциплин вариативной части, в том числе дисциплин по выбору. Задачи профессиональной деятельности бакалавра: а) проектно-конструкторская: – участие в проектных работах в составе коллектива в области создания средств обеспечения безопасности и защиты человека от техногенных и антропогенных воздействий, разработке разделов проектов, связанных с вопросами безопасности, самостоятельная разработка отдельных проектных вопросов среднего уровня сложности; – идентификация источников опасностей на предприятии, определение уровней опасностей; – определение зон повышенного техногенного риска; – подготовка проектно-конструкторской документации разрабатываемых изделий и устройств с применением электронно-вычислительных машин; – участие в разработке требований безопасности при подготовке обоснований инвестиций и проектов; – участие в разработке средств спасения и организационно-технических мероприятий по защите территорий от природных и техногенных чрезвычайных ситуаций. б) сервисно-эксплуатационная: – эксплуатация средств защиты и контроля безопасности; – выбор известных методов (систем) защиты человека и среды обитания и ликвидации чрезвычайных ситуаций применительно к конкретным условиям; – составление инструкций по безопасности. в) организационно-управленческая: – обучение рабочих и служащих требованиям безопасности; – участие в деятельности по защите человека и среды обитания на уровне предприятия, а также деятельности предприятий в чрезвычайных ситуациях; – участие в разработке нормативно-правовых актов по вопросам обеспечения безопасности на уровне предприятия. г) экспертная, надзорная и инспекционно-аудиторская: – проведение контроля состояния средств защиты; – выполнение мониторинга полей и источников опасностей в среде обитания; – участие в проведении экспертизы безопасности, экологической экспертизы. д) научно-исследовательская: – участие в выполнении научных исследований в области безопасности под руководством и в составе коллектива, выполнение экспериментов и обработка их результатов; – анализ опасностей техносферы; – участие в исследованиях воздействия антропогенных факторов и стихийных явлений на промышлен-ные объекты; – подготовка и оформление отчетов по научно-исследовательским работам. Для бакалавра по профилю «Инженерная защита окружающей среды»: – проектно-конструкторская: разработка проектов систем и устройств защиты окружающей среды от ингредиентных и энергетических загрязнений, переработки и утилизации техногенных обра-зований и отходов потребления; – научно-исследовательская: исследование новых методов защиты окружающей среды, реабилитации загрязненных и нарушенных территорий, основанных на технических и технологических решениях; – сервисно-эксплуатационная: эксплуатация и обслуживание систем, устройств и аппаратов очистки и защиты окружающей среды от негативного антропогенного и техногенного воздействия; – организационно-управленческая: организация служб инженерного обеспечения экологической безопасности и управление их работой, экологический менеджмент на предприятии, экологическое страхование; – экспертная, надзорная, инспекционно-аудиторская: надзор за эксплуатацией систем, аппаратов и устройств обеспечения экологической безопасности, экспертиза экологической безопасности на предприятии, экологический аудит, экспертиза страховых рисков при экологическом страховании. Краткое описание образовательной программы Основная образовательная программа регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки и включает в себя: учебный план, рабочие программы учебных курсов, модулей (дисциплин) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программ учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. На кафедре разработан и согласован первый (традиционный) тип учебного плана, который предусматривает регламентацию набора дисциплин, осваиваемых в строго определенные временные отрезки (семестры) и ориентирован на синхронизацию образовательного процесса для всех обучающихся по направлению и профилю направления. В программе представлены: – Общие основные положения; – Нормативные документы для разработки ОПОП бакалавриата по направлению подготовки 20.03.01 «Техносферная безопасность»; – Цель (миссия) ОПОП бакалавриата; – Требования к абитуриенту; – Характеристика профессиональной деятельности выпускника; – Область профессиональной деятельности выпускника; – Объекты профессиональной деятельности выпускника; – Виды профессиональной деятельности выпускника; – Задачи профессиональной деятельности выпускника; – Требования к результатам освоения ОПОП ВО; – Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса; – Ресурсное обеспечение; – Характеристики социально-культурной среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных компетенций студентов; – Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучающимися ОПОП ВО вуза. Кафедрой «Техносферная безопасность», реализующей обучение и выпуск бакалавров по ОПОП ВО по направлению подготовки 20.03.01 «Техносферная безопасность» и профилю подготовки «Инженерная защита окружающей среды» разработана система документов с учетом требований рынка труда на основе ФГОС ВО, а также с учетом рекомендованной примерной образовательной программы. ОПОП по направлению подготовки 20.03.01 «Техносферная безопасность», профилю подготовки «Инженерная защита окружающей среды» включает в себя: – компетентностную характеристику выпускника, – учебный план направления и профиля подготовки, – рабочие программы учебных курсов, дисциплин, – программы учебных и производственных практик, – календарный учебный график, – методические материалы, устанавливающие порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций, содержание текущих, промежуточных и итоговых аттестаций. Миссия университета состоит в следующем: удовлетворение образовательных потребностей личности, общества и государства в области техники, технологий, активное влияние на социально-экономическое развитие страны через формирование высокого профессионального уровня, гражданских и нравственных качеств выпускников, обеспечение их конкурентоспособности на рынке трудовых ресурсов, организация научной и инновационной деятельности в условиях интеграции в мировое научно-образовательное пространство на основе менеджмента качества всех процессов и ориентации на потребителя. При реализации ОПОП предусматриваются следующие виды практик: учебно-ознакомительная; производственная; преддипломная. Практики закрепляют знания и умения, приобретаемые обучающимися в результате освоения теоретических курсов, вырабатывают практические навыки и способствуют комплексному формированию общекульурных и профессиональных компетенций обучающихся. Ресурсное обеспечение ОПОП вуза сформировано на основе требований к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата, определяемых ФГОС. Язык образования реализуемой ОПОП – русский. |
||||
Дата обновления: 28.11.2024 11:23